Для понимания летние шины условно можно разделить на четыре основных класса:
•шоссейные (дорожные)
•универсальные или AT (сокращение от “All-Terrain”, дословно “любая местность”)
•грязевые или MT (сокращение от “Mud Terrain”, дословно “местность, покрытая грязью”)
•экстремальные, т.е. шины для экстремального бездорожья
Есть и промежуточные варианты типа “extreme AT”, но это скорее маркетинговые уловки, нежели серьезные продукты. Зимние же колеса условно можно разбить на два типа:
•I+S (ice & snow, лед и снег) – для передвижения по дорогам общего пользования
•M+S (mud & snow, грязь и снег) – имеют более развитый протектор и могут успешно применяться за пределами дорог
с твердым покрытием в условиях средней тяжести. Такие шины очень похожи на шины класса AT, но отличаются составом
резиновой смеси (большая мягкость, хорошее сцепление на льду) и специфическим “зимним” рисунком протектора.

M+S резина.
Зимние шины могут быть как шипованными, так и нешипованными, а летние шины класса MT могут иметь штатные отверстия,
предназначенные для установки шипов – тем самым производители как бы намекают на допустимость использования таких
шин в зимнее время, но лично я не рекомендую попадаться на эту удочку, потому что все мы знаем, что универсальных решений
не бывает. МТ-шины могут успешно использоваться зимой в условиях тяжелого бездорожья, где проблематично развить
высокие скорости, но вот ездить на них по асфальту в холодное время года я бы не рекомендовал – это то еще удовольствие.
Летние AT-шины также могут иметь маркировку “M+S”, намекающую на возможность применения их зимой, однако
я бы советовал не принимать такой намек всерьез.
Шины класса AT манят своей “универсальностью”, относительно невысокой ценой и рекомендациями производителей,
гласящими, что такие шины рекомендуются для машин, проводящих вне асфальта до 20% времени. Производитель только
умалчивает о том, что время, проведенное вне дорог и тяжесть дорожных условий – две большие разницы. Впрочем,
на неподходящих шинах можно большую часть внедорожных вылазок проводить в попытках вызволить машину, и тогда конечно,
тяжесть дорожных условий напрямую влияет на время, проведенное “в пампасах”
Шины класса AT

Вот типичный представитель AT-класса и одновременно, пожалуй, самая популярная из AT-шин в России – BF Goodrich AT,
он же BFG AT. Обратите внимание не его протектор. С одной стороны он достаточно глубок агрессивен (если сравнивать
с шоссейными шинами), есть даже намек на грунтозацепы в плечевой зоне, но в то же время, расстояние между элементами
рисунка весьма небольшое – классика “универсальной” покрышки. Эти шины заслужили массовое признание за счет своей
относительно невысокой цены, хорошей устойчивости к истиранию, большого количества доступных размеров и довольно
красивому внешнему виду. Собственно, очень часто ее и приобретают именно из-за внешнего вида: после невзрачных стоковых
“таблеток” обутый в BFG AT внедорожник выглядит слегка возмужавшим, особенно если поставить шины пошире.
У BF Goodrich AT масса конкурентов-одноклассников как среди бюджетных, так и среди брендовых покрышек. Yokohama,
Good Year, Dunlop, Fulda, ProComp, Mickey Thompson итд, итп – все они имеют в своей линейке АТ-покрышки. Мы не ставим
своей целью сравнивать их, но попробуем описать наиболее общие черты подобных шин.
Соблазн купить АТ-шины очень велик, тем более, что они красиво выглядят, а производитель на своем сайте часто пишет,
что такая резина допускает зимнюю эксплуатацию. Однако, не стоит обольщаться и слепо доверять рекламе. Все-таки,
зима в Европе или Калифорнии и российская зима – две большие разницы.
Например, я проездил на BF Goodrich AT два года подряд, втч и зимой. Машина эксплуатировалась в Московской области.
Первая зима выдалась практически бесснежной и скорее даже слякотной – это было похоже на затянувшийся ноябрь,
и я все откладывал покупку зимних шин на потом. Поскольку асфальт в тот год был чистый почти всегда, даже за городом,
каких-то особых особых проблем при передвижении на BFG AT я не заметил. Зимние шины так и не были куплены,
а чем я пожалел с наступлением следующей зимы. Тогда выяснилось, что в снеговой каше, которая часто бывает на городских
дорогах зимой, машина, обутая в BF Goodrich AT становится слабо управляемой. Еще хуже она себя ведет, если под снегом
есть хоть чуть-чуть льда. Несерьезное, но абсолютно глупое ДТП, в которое я попал “благодаря” такому поведению
рассматриваемых шин, и из которого я вышел без потерь только благодаря силовому бамперу впереди, стало последним
аргументом в пользу применения зимой специализированных зимних колес вместо “универсальных”.
Резиновая смесь, из которой выполнены AT-шины из низшей и средней ценовых категорий, при холодных температурах
становится “дубовой” и качество сцепления с поверхностью значительно ухудшается. Соответственно, машина начинает
вести себя, как корова на льду, и не спасает никакой полный привод, и никакая “умная” электроника. Это характерно
не только для BFG AT, но и для большинства шин АТ-класса, кроме, пожалуй, таких грандов как ProComp или Mickey Thompson
(да и то с большой оговоркой). Состав резиновой смеси, применяемой при изготовлении шин имеет огромное значение.
Так, например, шины Cooper Discoverer M+S (на фото), ориентированные на зимнюю эксплуатацию, имеют рисунок протектора,
характерный для AT-шин, однако демонстрируют на порядок лучшее поведение зимой, чем подавляющее большинство летних АТ-шин.
Ухудшение поведения АТ-шин в зимний период связано со значительным снижением эластичности резиновой смеси при
низких температурах и структурой протектора, не способствующей быстрой самоочистке.
АТ-шины на дорогах
Поведение шин класса АТ на дорогах с твердым покрытием можно охарактеризовать как хорошее. Конечно, такие шины
не приспособлены для сверхскоростной езды по асфальту, но и внедорожник, и пикап – это совсем не машины для такой езды.
Можно с уверенностью сказать, что до 140 км/ч на подобных шинах чувствуешь себя более чем уверенно (а быстрее по нашим
дорогам ездить крайне некомфортно и дорого), если знаешь их особенности. А особенности заключаются в том, что:
•тормозной путь на АТ-шинах длиннее, чем на “шоссейной” резине,
•АТ-шины более жесткие,
•АТ-шины часто более склонны к аквапланированию из-за характерного рисунка,
•АТ-шины более шумные по сравнению с шоссейными из-за своего рисунка
•АТ-шины имеют повышенное сопротивление качению, что несколько повышает расход топлива.
В городских условиях, когда приходится много стоять в пробках, большую часть этих особенностей вы даже не заметите.
А на трассе следует быть лишь чуть более внимательным.
АТ-шины на бездорожье
На бездорожье AT-шины откровенно пасуют. Бездорожье, это не то, что имеют в виду продавцы Porsche Cayenne,
а то, что подразумевают разработчики УАЗа и Land Rover Defender. Бездорожье, это вот так:

А это просто плохая грунтовка в лесу (но после двух-трехдневных дождей она может стать труднопроходимой
для автомобиля на АТ-шинах):

Основная причина проблем – быстрое “замыливание” (протектор забивается грязью) и плохие способности
к самостоятельной очистке протектора. Проблемы с самоочисткой в сложных условиях характерны для всех колес,
имеющий достаточно глубокий протектор, чтобы нагрести внутрь побольше грязи или снега, но при этом слишком
маленькое расстояние между элементами рисунка, чтобы забившийся протектор быстро очищался при движении
на небольшой скорости. Забитый протектор превращает АТ-шину в гладкий цилиндр, которому не хватает сцепления
для продолжения контролируемого движения.
На каменистых и сухих сыпучих грунтах АТ-шины себя проявляют довольно неплохо, т.к. в таких условиях частицы
грунта не задерживаются между элементами протектора, но стоит забраться в глину, снег или липкую грязь,
как “универсальные” шины теряют все свои бойцовские качества. Для того, чтобы АТ-протектор самостоятельно
очищался от забившейся грязи, колесо нужно как следует раскрутить. На практике это означает, что вам нужно проходить
препятствия “ходом”, имея запас скорости (что не всегда возможно по объективным причинам), либо активно буксовать,
что вскоре приводит к тому, что машина рано или поздно теряет ход и “закапывается”.
На зыбких грунтах, в глине и черноземе АТ-протектору не хватает “зубастости”, чтобы цепляться за дорогу и толкать
машину вперед. Стоит колесам покрыться грязью, “замылиться” (а с неглубоким протектором это происходит довольно быстро),
как автомобиль теряет ход и превращается в “недвижимость”. У меня бывали случаи, когда “обутый” в BFG AT УАЗ
отказывался ехать и бессильно крутил колесами в совершенно безобидных на первый взгляд лужах до тех пор,
пока не вмешаешься и не понизишь давление в шинах.
Да, понижение давления в шинах хотя бы до 1 атм существенно повышает вездеходные способности АТ-шин,
но не надолго. К тому же езда на спущенных колесах черевата риском разбортироваться. Колесо соскакивает с диска
в самый ответственный момент, и вам приходится либо доставать запаску (а ведь далеко не каждый возит с собой запаску
того же типа и размера, что и “боевые” колеса), либо приобретать навыки шиномонтажа в полевых условиях. Кстати,
при движении в грязи на сниженном давлении между краем диска и закраиной шины часто набивается грязь,
которая впоследствии мешает плотному прилеганию покрышки к ободу, что критично для бескамерных шин – они перестают
держать давление, да и абразивные воздействия на мягкую закраину еще не добавили долголетия ни одной шине.