Трансмиссия внедорожников Mitsubishi Pajero
Коротко о главном.
Во внедорожниках и пикапах Mitsubishi, официально продаваемых в России используется два типа
трансмиссии – Easy Select и Super Select. Новоиспеченные владельцы и потенциальные покупатели часто задают вопросы о том,
чем эти трансмиссии различаются, и об условиях их эксплуатации. Ниже пойдет речь об особенностях каждой из трансмиссий.
Трансмиссия Easy Select
В автомобиле, оснаженном Easy Select есть два межколесных дифференциала: впереди (между колесами) и в заднем мосту.
В межосевой дифференциал в раздаточной коробке отсутствует. Это классический part-time полный привод.
Аналогичная схема до сих пор применяется в автомобилях УАЗ. Разница лишь в том, что у УАЗа впереди мост, а в L200 и Pajero (втч Sport)
моста как такового нет (но дифференциал между передними колесами все равно есть).
При выключении полного привода в Easy Select автоматически размыкается муфта, соединяющая полуоси с дифференциалом,
поэтому в “недоприводном” режиме передний дифференциал (между колесами) не задействован – и машина едет как обычный
легковой автомобиль (это справедливо и для Easy, и для Super Select). Но тем не менее, он присутствует и задействуется,
как только вы двигаете рукоятку управления режимами РК в режим “4Н”.
Режим “4H” в Easy Select нельзя использовать при движении с большой скоростью по дорогам c сухим и твердым покрытием
(например, асфальт). Поскольку в трансмиссии Easy Select отсутствует межосевой дифференциал, такой автомобиль
с включенным полным приводом становится плохо оправляемым, особенно при прохождении поворотов. Кроме того,
в трансмиссии возникает явление под названием “циркуляция мощности”, вызывающее повышенный износ ее элементов.
Полный привод в Easy Select следует использовать при перемещении по бездорожью с невысокой скоростью, а также
на скользких дорогах (гололед, снег, глина итп). Если вы испытываете сложности при трогании с места на грязной,
заснеженной или обледенелой дороге, если “корму” автомобиля начинает “закидывать” даже при плавном наборе скорости,
это является однозначным сигналом к тому, что следует подключить полный привод.
Трансмиссия Super Select
В трансмиссии с Super Select присутствуют три дифференциала: между передними колесами, межосевой в раздаточной
коробке и между задними колесами, в мосту. Super Select реализует два вида полного привода: со свободным межосевым
диференциалом (рычаг РК в положении “4H”) и с заблокированным межосевым дифференциалом (рычаг раздатки
в положении “4HLc”, когда трансмиссия работает в полноприводном режиме, аналогичном полному приводу в Easy Select).
В трансмиссии Super Select в межосевом (в раздатке) дифференциале используется вискомуфта. Вискомуфта получила
свое название от лат. viscosus – вязкий, из чего следует, что в своей работе этот узел использует свойства жидкости.
Та, что применяется в трансмиссии, состоит из следующих основных элементов: цилиндрического корпуса, внутри
которого на шлицах сидят диски, и вала, на котором также на шлицах посажена вторая половина пакета дисков.
Диски имеют каналы и отверстия, увеличивающие вязкостное трение жидкости. Для работы этого пакета дисков корпус
на 80–90% заполнен силиконовой (кремний-органической) жидкостью, которая обладает высокой вязкостью.
Перед вискомуфтой поставлена задача передавать подводимый к ней крутящий момент за счет внутреннего трения в жидкости,
находящейся между дисками. Когда их скорости одинаковы, муфта передает небольшую часть усилия (5–7%).
При отставании ведомых дисков от ведущих жидкость перемешивается, ее температура растет, она расширяется
и сжимает воздух. Когда он почти полностью сжат, давление в муфте резко возрастает, что вызывает осевое перемещение
дисков по шлицам до их механического контакта. В результате вращение передается за счет механического трения,
температура и, соответственно, давление жидкости при этом постепенно снижаются, диски выходят из механического контакта.
Передаваемый момент зависит от характеристик муфты и от разности скоростей вращения ее валов.
Трансмиссия Suler Select позволяет двигаться при включенном полном приводе (в режиме “4H”) по любым дорогам
и любым покрытиям, что очень удобно зимой. Однако при выезде на серьезное бездорожье (глубокая колейность, грязь, снег итп),
когда ожидается длительное движение в плохих условиях, втч с частой пробуксовкой, крайне рекомендуется переключить
трансмиссию в режим “4HLc”, при котором будет заблокирован межосевой дифференциал. Это повысит проходимость
автомобиля и предохранит вискомуфту в раздаточной коробке от перегрева и преждевременного выхода из строя.
Пониженная передача
И в Easy, и в Super Select существует пониженная передача. При ее включении дифференциал в раздатке (у Super Select)
заблокирован, а крутящий момент подается на колеса через демультипликатор. И в Easy Select, и в Super Select эти режимы
для водителя выглядят идентично – положение рычага РК “4L”.
Пониженная передача используется при движении в особо сложных условиях (очень глубокая грязь, снег, колейность),
на крутых подъемах, при буксировке тяжелых предметов на небольшие расстояния (например, при вытаскивании катера из воды).
Также я рекомендую применять пониженную передачу при переезде высоких препятствий (бордюры, камни, бревна, пни),
при движении по грязи “внатяг”, а также в условиях, когда требуется сверх-точное руление и аккуратная работа акселератором.
При движении на пониженной передаче машина не так отзывчиво реагирует на педаль газа, что сглаживает возможные
ошибки водителя при управлении тягой.